КРАСНОЯРСКОЕ  РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АССОЦИАЦИЯ  ЮРИСТОВ  РОССИИ

Законодательство Российской Федерации в сфере регулирования государственно-правовой Арктической политики нуждается в системном подходе

Ассоциация юристов России проводит лекционную неделю, приуроченную к Всемирному дню окружающей среды (6 июня - 10 июня 2022 года). В рамках лекционной недели эксперты в различных областях права освещают актуальные и значимые юридические темы.

    8 июня 2022 года с лекцией «Отдельные векторы развития государственно-правовой Арктической политики в использовании потенциала северных и арктических территорий Российской Федерации (на примере Красноярского края)» выступил член Красноярского регионального отделения Ассоциации юристов России, к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой земельного права и экологических экспертиз Юридического института Красноярского аграрного университета Валерий Александрович Власов.

    Его лекция состояла из двух больших блоков, первый из которых был посвящен общей характеристике государственно-правовой Арктической политики на федеральном уровне. В.А. Власов отметил, что: «Арктика в современный период времени – это важнейший геополитический и геоэкономический макрорегион России с позиции обеспечения национальных интересов и национальной безопасности страны». Указал на то, что: «18 % территории Российской Федерации находится в Арктической зоне, при этом именно здесь сосредоточена львиная доля нефтегазовых запасов страны. В связи с этим, Арктический регион сегодня вызывает повышенный интерес во всем мире, в том числе и со стороны не арктических государств».

    В ходе лекции юрист дал свое авторское понятие категории «государственно-правовая Арктическая политика, под которой следует понимать комплекс политических, экономических, организационных, институциональных, нормативно-правовых, финансовых и иных мер, формирующихся посредством обоснованной планомерной и системной деятельности органов публичной власти, направленной на формирование взвешенного, обоснованного правового регулирования арктических отношений и установления политико-правовых механизмов управления арктическими процессами».

    В рамках второго блока лекции были освещены направления развития государственно-правовой Арктической политики в использовании потенциала северных и арктических территорий Красноярского края. В частности, лектором был дан профессиональный анализ региональной Стратегии социально-экономического развития северных и арктических территорий и поддержки коренных малочисленных народов Красноярского края до 2030 года. Также была проанализирована социально-экономическая ситуация и тенденции развития северных и арктических территорий Красноярского края. Был сделан обоснованный вывод о том, что наиболее отдаленные сельские поселения, расположенные в Арктической зоне, значительно отстают в своем развитии от городских поселений (Норильск, Дудинка).  

    Далее была дана правовая оценка Закону Красноярского края от 24.12.2015 № 9-4110 «Об административно-территориальных единицах с особым статусом», который регламентирует особенности Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов.   Юрист уделил значительное внимание анализу института традиционного природопользования КМНС Красноярского края. Также были указаны перспективные направления повышения качества жизни коренного населения Севера и отмечены проблемные аспекты: обеспечение продовольственной безопасности Арктической зоны Красноярского края и развитие Арктического туризма на территории нашего региона.

    «В целом, проведенный анализ существующего правового обеспечения государственно-правовой арктической политики, как на уровне РФ, так и на уровне Красноярского края в использовании потенциала северных и арктических территорий позволяет установить наличие и позитивных, и негативных тенденций, не позволяющих в полной мере называть его системой. Основными недостатками правового обеспечения государственно-правовой арктической политики в данном исследовании признаны: нечеткость общегосударственных ориентиров политики в рассматриваемой сфере в контексте достижения целей устойчивого развития; расположение норм в большом количестве правовых актов различной юридической силы; отсутствие на федеральном уровне единого акта в форме Федерального закона, системно регулирующего ключевые аспекты государственно-правовой арктической политики как на уровне РФ. Устранению существующего правового вакуума, на наш взгляд, могло бы также способствовать принятие специального федерального закона «Об обеспечении реализации государственно-правовой арктической политики в Российской Федерации», поскольку именно он смог бы выполнить функцию системообразующего акта, который свяжет другие, довольно разрозненные, нормативные правовые акты.
Впоследствии на уровне региона должен появиться аналогичный закон», - отметил Валерий Власов.

    В завершении лекции Валерий Александрович порекомендовал слушателям, интересующимся данной тематикой, посмотреть интервью, которые вышли на красноярском «8 канале» с участием руководителя исполнительной дирекции некоммерческой организации «Союз общин коренных малочисленных народов Эвенкии» Никиты Каплина и Уполномоченного по правам КМН Красноярского края Семеном Пальчиным.

Фотографии

10.06.2022

Возврат к списку